Как вернуть авансовые платежи по налогу на прибыль?
В течение 2013-2015 годов многие предприятия – плательщики налога на прибыль, задекларировавшие по результатам соответственно 2012-2014 годов прибыль, были вынуждены уплачивать авансовые платежи по этому налогу. Причем в большинстве случаев размер таких авансовых платежей, уплаченных предприятием, существенно превышал размер его налоговых обязательств, начисленных по результатам соответствующего отчетного периода. В результате, у них образовалась переплата по налогу на прибыль, перекрыть которую налоговыми обязательствами будущих периодов невозможно или нецелесообразно ввиду их незначительности.
К тому же, те предприятия, которые принимали решение о выплате своим участникам дивидендов, вынуждены были уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль при выплате дивидендов. Соответствующая норма, кстати, существует до сих пор.
Вернуть же эти чрезмерно уплаченные платежи по налогу на прибыль во внесудебном порядке, увы, достаточно проблематично. Налоговые органы, в лучшем случае, согласны вернуть или зачислить в счет налоговых обязательств по другим налогам сумму, не превышающую 50 000 гривен. Возвращать полную сумму переплаты они, под различными предлогами, отказываются. О том, как в этом случае действовать и на какие нормы закона ссылаться, пойдет речь в этой статье.
С чего начать и что указать?
Процесс возврата излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль стоит начать с подготовки заявления о возврате сумм чрезмерно уплаченных платежей по налогу на прибыль, которое нужно будет подать в налоговую инспекцию, на учете в которой пребывает предприятие. Именно это заявление, согласно п. 43.3. Налогового кодекса Украины (далее – НКУ), является основанием для возврата сумм чрезмерно уплаченных налоговых платежей.
В таком заявлении стоит указать обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для возврата излишне уплаченных авансовых платежей. А именно:
- когда и по какой причине у предприятия возникла обязанность по уплате авансовых платежей;
- какой размер этих платежей оно должно было уплатить в каждом из соответствующих отчетных (налоговых) периодов;
- когда и в каком размере предприятие их уплатило;
- каковы были налоговые обязательства предприятия по результатам отчетного (налогового) периода (периодов), в котором (которых) были уплачены авансовые платежи;
- насколько авансовые платежи по налогу на прибыль превысили обязательства предприятия по этому налогу в соответствующих отчетных (налоговых) периодах;
- возвращались ли чрезмерно уплаченные платежи по налогу на прибыль, в том числе частично, ранее, и если да, то в каком именно размере;
- зачислялись ли чрезмерно уплаченные платежи по налогу на прибыль в счет налоговых обязательств по иным налогам и сборам и, если да, то в каком именно размере;
- каков размер излишне уплаченных предприятием авансовых платежей числится по состоянию на дату подачу заявления.
Также в заявлении необходимо указать направление перечисления средств: на текущий счет налогоплательщика в учреждении банка; на погашение денежного обязательства и/или налогового долга по другим платежам, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, независимо от вида бюджета; возвращение в наличной форме средств по чеку в случае отсутствия у налогоплательщика счета в банке.
Заявление должно быть подписано директором предприятия или лицом, исполняющим его обязанности, и заверено печатью предприятия (при ее наличии).
Обстоятельства, указанные в заявлении о возврате как основания для возврата указанной в заявлении суммы, должны быть подтверждены соответствующими документами (выписками, платежными поручениями, декларациями, заявлениями и прочее), копии которых желательно приобщить к заявлению.
Согласно п. 43.3. НКУ в случае наличия у налогоплательщика налогового долга, возврат ошибочно и/или излишне уплаченной суммы денежного обязательства на текущий счет такого налогоплательщика в учреждении банка осуществляется только после полного погашения такого налогового долга налогоплательщиком. Поэтому в этом случае к заявлению стоит приобщить справку об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов.
На чем основываться и что просить?
Касательно обстоятельств, в связи с которыми у предприятия возникла необходимость уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, то здесь стоит напомнить о положениях п. 57.1 ст. 57 НКУ (в редакции, действовавшей с 01.01.2013 по 01.01.2015). Этим пунктом предусматривалось, что плательщики налога на прибыль (кроме новообразованных, производителей сельскохозяйственной продукции, неприбыльных учреждений (организаций) и налогоплательщиков, у которых доходы, которые учитываются при определении объекта налогообложения, за последний годовой отчетный налоговый период не превышают 10 000 000 гривен) ежемесячно уплачивают авансовый взнос по налогу на прибыль в порядке и в сроки, установленные для месячного налогового периода, в размере не менее 1/12 начисленной к уплате суммы налога за предыдущий отчетный (налоговый) год без представления налоговой декларации.
При этом с 01.01.2015 г. п. п. 57.1 ст. 57 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) был отменен, но согласно п. 9 подраздела 4 раздела ХХ НКУ в январе - декабре 2015 года плательщики налога на прибыль обязаны были платить ежемесячные авансовые взносы по налогу на прибыль предприятий в соответствии с п.57.1 статьи 57 этого Кодекса в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года.
Что же касается авансовых платежей при выплате дивидендов, то до 01.01.2015 обязанность по их уплате была предусмотрена пп. 153.3.2 п. 153.3. ст. 153 НКУ, а начиная с 01.01.2015 - п. 57.1-1. ст. 57 НКУ. Указанные пункты предусматривают, что эмитент корпоративных прав, принимающий решение о выплате дивидендов своим акционерам (собственникам), начисляет и вносит в бюджет авансовый взнос по ставке налога на прибыль, начисленной на сумму дивидендов, которые фактически выплачиваются, без уменьшения суммы такой выплаты на сумму такого налога. Указанный авансовый взнос вносится в бюджет до или одновременно с выплатой дивидендов.
Правовым основанием для возврата вышеуказанных переплат по налогу на прибыль являются положения уже упоминавшейся ст. 43 НКУ, согласно п. 43.1. которой ошибочно и/или излишне уплаченные суммы денежного обязательства подлежат возврату налогоплательщику. При этом условием для такого возврата, как было указано выше, является заявления о возврате сумм чрезмерно уплаченных платежей. Оно должно быть подано в течение 1095 дней со дня возникновения ошибочно и/или чрезмерно уплаченной суммы.
В соответствии с п. 43.5. ст. 43 НКУ налоговый орган не позднее чем за пять рабочих дней до окончания двадцатидневного срока со дня подачи налогоплательщиком заявления должен подготовить заключение о возврате соответствующих сумм средств из соответствующего бюджета и подать его для исполнения соответствующему органу, который осуществляет казначейское обслуживание бюджетных средств. На основании полученного заключения орган, осуществляющий казначейское обслуживание бюджетных средств, в течение пяти рабочих дней должен осуществить возврат ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств и пени налогоплательщику в порядке, установленном приказом Министерства финансов Украины от 03.09.2013 № 787 (далее – Порядок № 787). Также при этом стоит руководствоваться нормами Порядка, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 15.12.2015 № 1146 (далее – Порядок № 1167).
Согласно указанным подзаконным НПА в случае, если указанная в заявлении плательщика сумма (ее часть) по данным информационных систем учитывается как ошибочно и/или излишне уплаченная, орган ДФС готовит:
- заключение на возвращение такой суммы (ее части);
- два экземпляра реестра заключений по платежам, принадлежащим государственному бюджету;
- три экземпляра реестра заключений по платежам, принадлежащим местным бюджетам, и платежам, подлежащим распределению между государственным и местными бюджетами.
Таким образом, органы ДФС не имеют права самостоятельно возвращать средства из бюджета. Они обязаны лишь подготовить заключение о возврате соответствующих сумм и сопутствующие документы (реестры заключений) и передать их в орган Казначейства, которое и осуществляет возврат соответствующей суммы с бюджета.
Исходя из этого, в заявлении о возврате сумм излишне уплаченных сумм авансовых вносов по налогу на emприбыль советуем требовать от органов ДФС вернуть излишне уплаченную сумму налога на прибыль, подготовив заключение о возврате такой сумму и сопровождающие документы и передав их в соответствующий орган Казначейства для возврата этой суммы на текущий счет предприятия или в счет погашения его обязательств по другому налогу.
Как обжаловать и каковы шансы?
После получения от налоговой полного или частично отказа, у налогоплательщика есть два пути для обжалования.
Первый – подать жалобу вышестоящему налоговому органу. За подачу такого жалобы никакого сбора платить не нужно, но ее результативность минимальна: в 99 % случаев такие жалобы ни к чему, кроме потери времени, не приводят.
Второй – подать административный иск в соответствующий окружной административный суд. За подачу такого иска необходимо будет уплатить судебный сбор за подачу иска неимущественного характера. Для юридических лиц он ныне установлен на уровне одного прожиточного минимума (1600 грн. с 01.01.2017).
Что касается шансов на успех, то они достаточно высоки. Как показывает практика нашего адвокатского объединения, в некоторых случаях налоговые органы соглашаются на возврат всей или части суммы излишне уплаченных средств уже после получения соответствующего искового заявления. Понимая бесперспективность судебной тяжбы ввиду отсутствия внятной правовой позиции, налоговый орган готовит заключение о возврате и передает его в казначейство.
Если же какая-либо правовая позиция у налогового органа имеется или же ее нет, но руководство органа ДФС настаивает на суде, то судебной тяжбы не избежать. В этом случае нужно быть готовым к тому, что налоговый орган будет идти до конца, то есть до последней инстанции и помешать ему в этом может только отсутствие средств на оплату судебного сбора.
При этом наиболее спорным вопросом в отношении этой категории дел являтся содержание исковых требований.
В одних случаях налогоплательщики просят обязать соответствующий орган ДФС, приславший отказ, вернуть излишне уплаченную сумму налога на прибыль, подготовив заключение о возврате такой сумму и сопровождающие документы и передав их в соответствующий орган Казначейства для возврата этой суммы на текущий счет предприятия или в счет погашения его обязательств по другому налогу. В других – взыскать сумму излишне уплаченного налога на прибыль непосредственно с Государственного бюджета Украины.
Последний вариант активно поддерживается многими судьями ВАСУ (см. определения от 22.03.2016 по делу № 808/7918/13-а, от 22.10.2015 по делу № 805/6291/14, от 18.11.2015 по делу № 812/514/14).
Но ВСУ с этим категорически не согласен и настаивает на возможности применения только первого варианта (см. постановление № 21-3669а15 от 24 ноября 2015 года и от 01.03.2016 по делу № 826/4860/13-а). Ему вторят некоторые судьи ВАСУ (см. определение от 28.07.2016 по делу № 814/3222/15, от 15.06.2016 по делу № 820/1129/13-а).
В то же время, в отношении требования об обязательства налоговой подготовить заключение о возврате особых вопросов не возникает (см. определения ВАСУ от 12.04.2016 по делу № 806/1485/15; от 23.03.2016 по делу № 826/12953/14, о 01.11.2016 по делу № 805/37/16-а). Поэтому советуем использовать именно этот способ защиты.
Если же налогоплательщику необходимо зачислить сумму чрезмерно уплаченных платежей в счет уплаты иных налогов и сборов (или налогов и сборов за иной период), то соответствующие требования также подлежат удовлетворению (см. определение ВАСУ от 08.09.2016 по делу № 826/4241/15
Вывод:
Таким образом, вернуть сумму излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль вполне реально. Главное – иметь на это основания, знать и соблюдать порядок такого возврата и избрать наиболее правильный вариант защиты своих прав.