Почему выросли суммы в платежках за газ?

В марте 2016 миллионы украинцев, чьи квартиры и помещения не оборудованы газовыми счетчиками, получили квитанции об оплате стоимости потребления природного газа с новыми цифрами, оказавшимся вдвое больше тех, что были за предыдущие месяцы. Учитывая отсутствие очередных решений правительства по повышению стоимости потребления газа такие цифры для многих стали неожиданностью. Некоторые даже решили, что облгаз ошибся, насчитав чрезмерную сумму денег.

Но на самом деле увеличение оплаты за потребленный газ является следствием судебного рассмотрения административного дела № 826/16447/15, по результатам которого судами была признана незаконным и недействительным постановление Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в нормы потребления природного газа населением при отсутствии газовых счетчиков» от 29 апреля 2015 № 237 (далее - постановление КМУ от 29.04.2015 № 237). Каким именно образом отмена указанного постановления КМУ повлияла на размер платежек за газ, почему это постановление было отменено и что с этим делать теперь - в этой статье.

Газовая «диета» как стимул

Апрель 2015 года. Месяц назад Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг приняла решение о повышении с 1 апреля тарифов на газ для населения в 3,3 раза (до 3600 грн.) На объем газа до 200 куб. метров в отопительный сезон и в 7 раз (до 7188 грн.) для всех других случаев (в том числе, при отсутствии счетчика). Соответственно, в мае миллионы украинцев, обедневших в результате войны, девальвации гривны и коллапса банковской системы, должны были получить новые, «драконовские» платежки за газ.

При этом большинство населения, проживающего в квартирах, не имеет газовых счетчиков и средств для их установки, а облгазы не спешат выполнять возложенные на них обязанности по установлению таких счетчиков за свой счет.

В соответствии с требованиями ст. 6 Закона Украины «Об обеспечении коммерческого учета природного газа» субъекты хозяйствования, осуществляющие распределение природного газа на соответствующей территории (облгазы) должны были обеспечить установку счетчиков газа для населения, проживающего в квартирах и частных домах, в которых газ используется:

  1. комплексно, в том числе для отопления, - до 1 января 2012 года;
  2. для подогрева воды и приготовления пищи - до 1 января 2016 года;
  3. только для приготовления пищи - до 1 января 2018 года.

До момента установления населению счетчиков на газ, а также в случае их неустановления до одной из вышеуказанных дат по вине облгаза, учет газа должен осуществляться в соответствии с нормами потребления газа, определенных Кабмином.

При этом установление указанных счетчиков должно было осуществляться, в первую очередь, за счет самих облгазов. Точнее, в соответствии со ст. 3 Закона Украины «Об обеспечении коммерческого учета природного газа» финансирование работ по оснащению счетчиками газа населения осуществляется за счет:

  1. средств субъектов хозяйствования, осуществляющих распределение природного газа на соответствующей территории;
  2. средств соответствующего бюджета;
  3. других источников, не запрещенных законодательством.

Облгазы не спешили выполнять возложенные на них обязанности по установлению населению счетчиков за свой счет, стремясь переложить это бремя на население (в т. ч. за счет «добровольных» взносов в размере стоимости счетчиков и работ по их установке).

Учитывая это, а также с целью уменьшения общественного напряжения от повышения цен на газ для большинства украинский, в первую очередь незащищенных слоев населения, правительство в срочном порядке принимает постановление КМУ № 237, которым вдвое уменьшает нормы потребления газа населением при отсутствии газовых счетчиков:

  1. для домохозяйств с газовой плитой при наличии централизованного горячего водоснабжения норма потребления была уменьшена с 6 до 3 куб. метров на 1 человека в месяц;
  2. для домохозяйств с газовой плитой при отсутствии централизованного горячего водоснабжения норма потребления была уменьшена 9 до 4,5 куб. метров на 1 человека в месяц;
  3. для домохозяйств с газовой плитой и водонагревателем - с 18 до 9 куб. метров 1 человека в месяц.

Такое решение позволило вдвое уменьшить сумму, которую миллионы украинцев должны платить за потребление природного газа. А заодно, как объяснял тогда Премьер-министр Украины А. Яценюк, создало условия для стимулирования облгазов к тому, чтобы они установили счетчики в более чем 2,5 миллионах квартир, в которых, по данным Главы Правительства, такие счетчики все еще отсутствуют.

Зависть как «двигатель» справедливости

Однако два физических лица, при поддержке Общественного союза «Ассоциация газового рынка Украины», не согласились с указанным постановлением КМУ от 29 апреля 2015 № 237 и обжаловали его в административном суде.

В обоснование своих исковых требований истцы указали на то, что они являются добросовестными потребителями природного газа, которые своевременно платят деньги за полученные услуги по газоснабжению. В своих домовладениях они пользуются газовыми плитами, водонагревателем и колонкой и у них установлены приборы учета природного газу. Их норма потребления природного газа значительно превышает норму потребления природного газа, установленную обжалуемым постановлением для потребителей, у которых отсутствуют газовые счетчики и которые так же пользуются газовыми плитами, водонагревателем и колонкой. То есть, потребители природного газа, у которых отсутствуют газовые счетчики, независимо от реального объема потребления природного газа одним лицом в месяц, согласно обжалуемому постановлению, уплачивают за него лишь фиксированную сумму, которая, в любом случае меньше, чем у потребителей, в которых установлены приборы учета природного газа. По мнению истцов, они как абоненты со счетчиками газа собственными средствами компенсируют расходы природного газа лиц, не имеющих приборов учета газа.

Таким образом, по мнению истцов, Кабмин обжалуемым постановлением поставил потребителей природного газа в неравные условия: одну часть населения он обязал оплачивать природный газ в объеме фактического потребления и одновременно другой части населения, у которой отсутствуют приборы учета газа, предоставил привилегии, которые должны проводить только частичную оплату фактически потребленного газа.

Кабмин против предъявления иска, конечно, возражал, мотивируя это тем, что при принятии обжалуемого постановления были соблюдены предписания Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» и Регламента КМУ, утвержденного постановлением КМУ от 18.07.2007 № 950.

Также ответчик указывал, что обжалуемое постановление КМУ от 29.04.2015 № 237 не только не нарушает прав истцов, но и не имеет к ним никакого отношения, поскольку оно определяет нормы потребления газа именно для тех людей, у которых в доме/квартире отсутствуют счетчики газа. Поэтому указанное постановление не регулирует отношения, касающиеся потребления природного газа истцами. Что же касается цен на газ, уплачивается потребителями со счетчиками, которыми недовольны истцы, то эти вопросы регулируются Порядком установления розничных цен на природный газ для населения, утвержденным постановлением НКРЭ от 31.03.2011 № 466.

Но наиболее исчерпывающие объяснения незаконности постановления КМУ от 29.04.2015 № 237, которые в конечном итоге и легли в основу постановления суда, стали объяснения, предоставленные Общественной союзом «Ассоциация газового рынка Украины».

Как было выяснено судом первой инстанции с подачи Общественной союза, постановление КМУ от 29.04.2015 № 237 является незаконным ввиду следующего:

  1. Постановление № 237 является регуляторным актом, на который распространяются все положения Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» относительно порядка принятия регуляторных актов, порядка опубликования их проектов, проведения обсуждения, внесения замечаний к проекту и тому подобное.
  2. Обжалуемое постановление, вопреки требованиям ст. 7 Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» не было включено в план подготовки проектов регуляторных актов Кабинета Министров на 2015 год.
  3. Вопреки требованиям ч. 2 ст. 13 Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» проект постановления КМУ «О внесении изменений в нормы потребления природного газа населением при отсутствии газовых счетчиков» не обнародовался на Правительственном портале, соответственно, общественное обсуждение этого законопроекта не происходило.
  4. Отсутствует какая-либо информация по обоснованию норм потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета и анализ регуляторного влияния проекта этого нормативного акта.
  5. Субъектам хозяйствования, которые применяют указанный нормативный акт в хозяйственной деятельности, вопреки требованиям ст. 9 Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» не была предоставлена возможность представить свои замечания и предложения к проекту оспариваемого постановления.
  6. Проект обжалуемого постановления КМУ не прошел процедуры согласования в Государственной регуляторной службе Украины;
  7. В соответствии с разработанным УкрНИИинжпроект на заказ Общественного союза «Ассоциация газового рынка Украины» исследования по определению расчетного расхода природного газа для бытовых потребителей, не оборудованных приборами учета, нормы потребления газа населением, утвержденные обжалуемым постановлением, не соответствуют фактическим нормам использования в этой категории потребителей, и значительно ниже фактических норм потребления природного газа населением, что делает невозможным отображение реальных потребностей газотранспортной системы.
  8. Обжалуемое постановление в дискриминационный способ нарушает гарантированные ст. 14 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 и ст. 24 Конституции Украины права человека и гражданина Украины на защиту от дискриминации, поскольку устанавливает принципиально разный подход к формированию и реализации ответчиком государственной политики в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг и предоставляет привилегии одним потребителям над другими в возможности потреблять природный газ в неконтролируемых объемах и преимущества - платить за аналогичные услуги меньше, чем другие потребители, которые уже имеют установленные счетчики газа.

Исходя из вышеуказанных оснований Окружной административный суд. Киева постановлением от 21.09.2015 г. признал незаконным и недействительным постановление КМУ от 29.04.2015 № 237.

Апелляционный и кассационный суд с указанным решением согласились. Причем если Киевский апелляционный административный суд в своем постановлении от 04.11.2015 г. сослался лишь на обстоятельства, свидетельствующие о нарушении Кабмином порядка принятия обжалуемого постановления, то ВАСУ дополнительно обосновал еще и правомерность обращения истцов с указанным иском. В постановлении от 28.01.2016. суд пришел к выводу, что указанное постановление Кабинета Министров Украины нарушает интерес истцов. Этот интерес заключается в определении обоснованных норм потребления природного газа теми потребителями, которые не имеют счетчиков, поставит истцов с такими потребителями в равные условия в случае отмены спорного постановления.

Таким образом, в результате процедурных нарушений, допущенных Кабмином при поспешном принятии оспариваемого постановления, и настойчивого стремления облгазов сохранить существующие нормы потребления, подкрепленного грамотной и хитрой правовой позиции, постановление КМУ от 29.04.2015 года № 237 было отменено в судебном порядке.

Увеличение оплаты за газ как следстви

Отмена постановление КМУ от 29.04.2015 года № 237 привела к тому, что с момента принятия решения ВАСУ от 28.01.2016 г. потребители вынуждены были за февраль и март 2016 платить за газ исходя из ранее установленных норм потребления (тех, что были установлены до 29.04.2015 г.), которые вдвое больше.

Более того, не исключено и то, что теперь потребителям придется дополнительно оплатить облгазам долг в размере, равном разнице между фактически уплаченной в соответствии с выставленными квитанциями суммой, и той суммой, которую они должны оплатить в период с 01.05.2015 по 28.01.2016, если бы не было принято постановление КМУ от 29.04.2015 года № 237. Для одной зарегистрированного в квартире человека при полных 8 месяцпх действия незаконной льготы размер этого долга составит 172,80 грн. (3 куб. недоначисленного газа х 7,188 грн. / 1 куб. м х 8 мес.).

Во всяком случае, в ноябре 2015 года истцы по вышеуказанному делу уже получили постановление Окружного административного суда г. Киева от 27.11.2015 г., которым им было разъяснено, что постановление КМУ от 29.04.2015 года № 237 является незаконным и недействительным с момента его принятия.

Правда, Кабмин обжаловал указанное постановление в Киевском апелляционном административном суде и тот постановлением от 24 марта 2016 указанное разъяснение отменил, решив, что постановление Окружного административного суда города Киева от 21.09.2015 понятно, ее резолютивная часть изложена четко и не предполагает несколько вариантов толкования. Поэтому вопрос с погашением долга все еще остается открытым.

Кроме того, в конце концов Кабмин пошел на компромисс между требованиями облгазов, подкрепленных вышеуказанным постановлением суда, и требованиями общества, и постановлением от 23 марта 2016 № 203 утвердил новые нормы потребления газа населением. Теперь при наличии газовой плиты и централизованного горячего водоснабжения норма потребления газа составит 4,4 куб. метров на 1 человека, при наличии газовой плиты при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и газового водонагревателя -7,1 куб метр на 1 человека, при наличии газовой плиты и газового водонагревателя - 14 куб. метров на 1 человека.

Установка счетчиков как «альтернатива»

В таких условиях те, кто считает, что он и его семья потребляют меньше газа, чем предусмотрено восстановленными нормами потребления газа, имеют право установить счетчик за счет облгазов. От всевозможных незаконных предложений касательно добровольных взносов или оплаты за дополнительные услуги (транспортировка счетчика, его закрепление, опломбирование и т.д.) можно отказываться, поскольку весь процесс по установлению счетчика, как и сам счетчик, должны быть осуществлены за счет облгазов. Если же тот откажется устанавливать его без получения незаконного вознаграждения, а тем более, если тот откажется устанавливать счетчик за свой счет, то на него можно еще и пожаловаться в Национальную комиссию, осуществляющую регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКП). Та, в свою очередь, в соответствии с Законом Украины «Об обеспечении коммерческого учета природного газа» может применить к облгазу сначала предупреждение, а в случае не устранения нарушения - наложить штраф в размере до 425 000 грн.

Те же, кто признает, что потребляет газа больше, чем предусмотрено даже восстановленными нормам потребления, могут и дальше платить за газ несколько меньше тех, кто имеет счетчик. Правда, такая «роскошь» не будет длиться вечно. Ведь тем, кто использует газ для подогрева воды и приготовления пищи до 01.01.2016 г. уже должны были бы установить счетчики. И только вина облгаза в их неустановлении является основанием для продолжения поставок им газа, да еще и по нормам потребления, установленным Кабмином. Тем же, кто использует газ только для приготовления пищи, счетчики должны быть установлены до 01.01.2018 г.

При этом не рекомендуется отказываться от установки счетчиков в собственном доме или квартире, особенно путем написания соответствующих письменных заявлений. Ведь в соответствии с требованиями пп. 2 ч. 1 ст. 6 Закона Украины «Об обеспечении коммерческого учета природного газа» таким потребителям облгазы должны прекратить поставки газа с 01.01.2016 и 01.01.2018 года соответственно. Иначе на них НКРЕКП может наложить вышеуказанные санкции.

Те же, кто считает нынешние тарифы на газ незаконными, могут морально поддерживать инициаторов иска к НКРЕКП об отмене постановления НКРЕКП № 583 от 03.03.2015 года «Об установлении розничных цен на природный газ, используемый для нужд населения». Постановлением Окружного административного суда. Киева от 03.11.2015 г. (судья Кротюк А.В.) по делу № 826/9907/15 указанное постановление НКРЕКП, которым были утверждены действующие тарифы на газ для населения, было признано недействительным и недействительным со дня принятия. Но постановлением Киевского апелляционного административного суда от 21 марта 2016 указанное постановление было отменено, а тарифы признаны законными. Сейчас дело должно рассматриваться ВАСУ. Если он признает законным решение именно суда первой инстанции, то у потребителей также будет право требовать от облгазов осуществить перерасчет стоимости потребленного газа. О том, как добиться такого пересчета на примере ранее отмененных тарифов - в материале «Последствия отмены незаконных тарифов: перечислить нельзя отказать».

Вывод

Таким образом, увеличение размера оплаты за потребленный газ является следствием неудачной попытки Кабмина заставить облгазы выполнить требования Закона Украины «Об обеспечении коммерческого учета природного газа» и установить во все квартиры и дома за свой счет газовые счетчики, уменьшив нормы потребления газа в домах и квартирах, не оборудованных такими счетчиками. Многочисленные нарушения допущенные Правительством при принятии соответствующего постановления привели в тому, что теперь жители домов и квартир, не оборудованных газовыми счетчиками, должны будут не только больше платить за газ, но и компенсировать облгазам потери за период, когда отменено постановление КМУ действовала. Впрочем, для исправления ситуации Кабмин утвердил компромиссные нормы потребления газа и обжаловал разъяснение суда, которое давало возможность обязать потребителей компенсировать потери облгазов за период действия отмененного постановления. Кроме того, у потребителей все еще остается возможность установить счетчики и не зависеть от норм потребления газа.

Андрей Свинцицкий
управляющий партнер, адвокатское объединение «Летрадо»

Материал опубликован на правовом информационном портале "ЮРЛИГА" 15.04.2016

АО "Летрадо". Все права на материалы, опубликованные на сайте letrado.ua, охраняются законодательством Украины. Цитирование и републикация материалов, размещенных в разделе сайта «Публикации», разрешается Интернет-ресурсам только при наличии прямой, открытой для поисковых систем гиперссылки, размещенной не ниже второго абзаца текста. Подробности: Условия использования/Политика конфиденциальности.