Обзор последствий проверок

Последствия проверок для предпринимателей зависят от многих факторов, начиная от того, кто и что проверял, продолжая результатами проверок (были ли выявлены нарушения законодательства в ходе их проведения) и последствиями обжалования решений, принятых по их итогам (были ли они, если да, то насколько успешными).

Отделаться испугом

Если по результатам проверок нарушения законодательства со стороны предпринимателя обнаружены не были, то никаких последствий (кроме нескольких сотен погибших нервных клеток) для него не будет.

Если же нарушения законодательства были выявлены, то последствия проверок зависят от того, какое законодательство было нарушено (пожарное, налоговое, санитарно-эпидемиологическое и прочее), какова тяжесть этих нарушений (насколько грубыми они являются) и какое решение, с учетом этих и других обстоятельств по делу, будет принято контролирующим органом в пределах его полномочий.

Кроме того, в этом случае последствия проверок зависят от того, были ли результаты проверок оспорены и каковы оказались результаты соответствующего обжалования.

В случае успешного обжалования решения (решений), принятых контролирующим органом по результатам проверки, никакие санкции к предпринимателю применяться не могут, ранее примененные должны быть отменены сразу после вступления в силу решения об отмене соответствующих санкций. Также в таких ситуациях есть возможность вернуть то, что было чрезмерно или излишне уплачено во исполнение решения контролирующего органа (излишние таможенные и/или налоговые платежи, санкции и прочее).

Отделаться предупреждением

Если решения, принятие по результатам проверок, не обжаловались и/или их обжалование было безрезультатным, то на предпринимателя ожидают санкции, уровень опасности которых зависит от вышеуказанных факторов (в какой сфере выявлены нарушения, насколько грубыми они были, какие решения по их результатам были приняты).

Наименее опасным для предприятий является предписание об устранение выявленных нарушений.

В соответствии с требованиями ч. 8 ст. 7 Закона «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» предписание – это обязательное для исполнения в указанные сроки письменное требование должностного лица государственного надзора (контроля) субъекта хозяйствования относительно устранения нарушений требований законодательства. Предписание не предусматривает применение санкций относительно субъекта хозяйствования.

По сути, такое предписание дает возможность устранить нарушения законодательства (как правило, незначительные), выявленные контролирующими органами. Санкции в этом случае могут последовать только в случае неустранения выявленных нарушений в установленный контролирующим органом срок.

Получить крупный штраф

Альтернативой предписанию, исходя из требований Закона «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», может быть распоряжение или иной распорядительный документ контролирующего органа. Этот документ представляет собой обязательное к исполнению письменное решение органа государственного надзора относительно устранения выявленных нарушений в установленные сроки. В отличие от предписания, распоряжение может предусматривать применение санкций к предпринимателю.

Впрочем, наименование конкретного документа, являющегося формой реагирования контролирующего органа на выявленное нарушение, как и порядок привлечения лица к ответственности, на практике зависит от положений специального законодательства, регулирующего деятельность этого органа. Так, к примеру, органы СЭС и Госархстройинспекции выносят постановления о наложении штрафов, налоговые органы – налоговые уведомления-решения.

При этом размеры санкций зависят от сферы деятельности, в которой выявлены нарушения.

Список некоторых распространенных нарушений со стороны предпринимателей, за которые предусмотрены очень серьезные санкции, представлен ниже:

НПА Нарушение Санкция
Налоговый кодекс Недоплата налогового обязательства или завышение бюджетного возмещения, выявленное налоговым органом Штраф 25 % от суммы неуплаченного налогового обязательства или завышенного бюджетного возмещения
Нарушение сроков регистрации налоговых накладных в ЕРНН Штраф от 10 до 40 % от суммы НДС, указанной в налоговой накладной в зависимости от срока просрочки
Неуплата согласованного налогового обязательства Пеня в размере 120 % учетной ставки НБУ за период просрочки
Закон «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» Нарушение сроков завершения экспортной/импортной операции (недополучение выручки за экспортированный товар или неполучение предоплаченного товара) Пеня в размере 0,3 % от суммы неполученной выручки (недопоставленного товара) в иностранной валюте за весь период просрочки
Кодекс законов о труде Допуск сотрудника к работе без оформления с ним трудового договора Штраф 30 минимальных зарплат (МЗП)
Закон «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия Выпуск, реализация продукции, опасной для жизни и здоровья людей или запрещенной к выпуску и реализации органами СЭС Штраф в размере 100 % стоимости выпущенной или реализованной продукции
Закон «Об ответственности в сфере градостроительной деятельности» Выполнение подготовительных работ без регистрации декларации Штраф 90 МЗП
Выполнение строительных работ без регистрации декларации
  • Штраф 18 МЗП для объектов I категории сложности;
  • Штраф 36 МЗП для объектов II категории сложности;
  • Штраф 90 МЗП для объектов III категории сложности
Выполнение строительных работ без получения разрешения на их выполнение
  • Штраф 370 МЗП для объектов IV категории сложности;
  • Штраф 900 МЗП для объектов V категории сложности
Закон «О защите экономической конкуренции» Антиконкурентные согласованные действия Штраф в размере до 10 % дохода (выручки) субъекта хозяйствования за предыдущий год
Злоупотребление монопольным положением
Невыполнение решений и предварительных решений АМКУ

Получить штраф поменьше, но с конфискацией

Не менее неприятным является привлечение предпринимателя или должностных лиц предприятия к административной ответственности за выявленные нарушения. Порядок привлечения лица к административной ответственности урегулирован нормами Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), действующего еще с 1984 г. (с изменениями).

За большинство нарушений в сфере хозяйственной деятельности нормами КоАП предусмотрен штраф. Конечно, размер этого штрафа во многих случаях не очень большой, но некоторых случаях он сопровождаться конфискацией незаконной продукции, оборудования и материалов, предназначенных для ее изготовления.

Список опасных нарушений с точки рения КоАП нарушений в сфере хозяйственной деятельности (без учета повторных в течение года), которые чаще всего угрожают предпринимателям, ниже:

Статья Вид нарушения Санкция
41 Допуск работника к работе без оформления трудового договора Штраф от 8 500 до 17 000 грн.
51-2 Нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности Штраф от 170 до 3400 грн. с конфискацией незаконно изготовленной продукции и оборудования и материалов, предназначенных для их изготовления
96 Выполнение строительных работ без регистрации декларации о начале выполнения соответствующих работ (для объектов І-ІІІ категорий сложности) или без получения разрешения на строительство (для объектов IV-Vкатегорий сложности) или с указанием недостоверных данных в таких декларациях Штраф в размере:
  • - от 5950 до 6800 грн. для объектов І категории сложности;
  • - от 6800 до 8500 грн. для объектов ІІ категории сложности;
  • - от 8500 грн. до 10 200 грн. для объектов ІІІ категории сложности;
  • - от 10 200 грн. до 11 900 грн. для объектов IVкатегории сложности;
  • - от 11 900 до 13 600 грн. для объектов Vкатегории сложности;
156 Торговля пивом, алкоголем, слабоалкогольными напитками и табачными изделиями без наличия лицензии или без марок акцизного сбора Штраф от 850 до 3 400 грн. с конфискациейпредметов торговли и выручки, полученной от продажи предметов торговли
162-1 Умышленное уклонение от возврата в установленные сроки выручки в иностранной валюте Штраф от 10 200 до 17 000 грн. (в особо большем размере – от 51 000 до 85 000 грн.)
164 Осуществление хоздеятельности без госрегистрации или без получения лицензии или аналогичного разрешительного документа Штраф от 17 000 до 34 000 грн. с конфискацией продукции, оборудования, сырья и денег, полученных в результате нарушения или без такого
164-9 Незаконное распространение экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных Штраф от 1 700 до 17 000 грн. с конфискацией таких экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных

Получить иные санкции

Но не только штрафами опасны проверки. По их результатам могут быть применены и другие виды санкций, в частности:

  • изъятие незаконно полученной прибыли (дохода) или суммы налога, неуплаченного на скрытую (заниженную) прибыль (доход);
  • приостановление действия лицензии, разрешения или другого разрешительного документа, дающего право на осуществление определенного вида деятельности;
  • аннулирование лицензии, разрешения или другого разрешительного документа, дающего право на осуществление определенного вида деятельности;
  • прекращение экспортно-импортных операций;
  • применение антидемпинговых мер;
  • ограничение или приостановление деятельности субъекта хозяйствования;
  • ликвидация субъекта хозяйствования.

Конечно, эти виды санкций могут быть применены к субъектам хозяйствования только в исключительных случаях, за самые серьезные или систематические нарушения. И, к тому же, только некоторыми контролирующими органами. Но в то же время, их применение способно нанести предприятию куда больший вред, чем штрафные санкции.

Наиболее ж серьезные и опасные нарушения в сфере хозяйственной деятельности грозят привлечением предпринимателя или должностных лиц предприятия к уголовной ответственности. Но это уже компетенция правоохранительных, а не контролирующих органов.

Андрей Свинцицкий
управляющий партнер, адвокатское объединение «Летрадо»

Материал опубликован в газете "Частный предприниматель" № 21, от 10.11.2016 г.

АО "Летрадо". Все права на материалы, опубликованные на сайте letrado.ua, охраняются законодательством Украины. Цитирование и републикация материалов, размещенных в разделе сайта «Публикации», разрешается Интернет-ресурсам только при наличии прямой, открытой для поисковых систем гиперссылки, размещенной не ниже второго абзаца текста. Подробности: Условия использования/Политика конфиденциальности.