Раскрытие бенефициарных собственников: формальностью на формальность
25 мая 2015 года истекает срок, отведенный Законом Украины от 14.10.2014 № 1701-VII на раскрытие информации о конечных бенефициарных собственниках (выгодополучателях) юридических лиц.
До этой даты все ранее зарегистрированные юридические лица, независимо от того, кто является их учредителями (физические или юридические лица), обязаны подать государственному регистратору сведения о конечных бенефициарных собственниках (выгодополучателях). То есть, о физических лицах, которые имеют решающее влияние на управление или хозяйственную деятельность юридического лица непосредственно или через других лиц.
До окончания указанного срока осталось всего ничего, но для многих смысл раскрытия информации о бенефициарах и, главное, последствия нераскрытия такой информации остаются неясными, а некоторые и вовсе о таком не слыхивали. Поэтому в этой статье мы попытаемся напомнить о необходимости осуществления таких действий, а также разобраться в том, зачем это нужно, к чему приведет, и какие проблемы могут ожидать тех, кто не раскроет информацию о бенефициарах в установленный срок.
Подопытный кролик?
Потребовав от юридических лиц раскрыть их бенефициарных собственников, внеся соответствующую информацию в ЕГР, правительство Арсения Яценюка, тем самым, формально сделало Украину одной из первых стран, в которых было реализовано такое требование FATF.
Во всяком случае, в ЕС раскрытие подобного рода информации путем создания публичного реестра бенефициарных собственников компаний пока находится только на стадии проекта (правда, уже предварительно одобренного Европарламентом). Согласно проекту «Четвертой антиотмывочной директивы» (Fourth Anti-Money Laundering Directive) страны ЕС должны будут включать в публично доступные реестры информацию о бенефициарных собственниках компаний, трастов и частных фондов. При этом доступ к публичной базе данных будет предусматривать предварительную идентификацию лица, интересующегося данной информацией.
Украина стала одной из первых стран, где было внедрено требование FATF о раскрытии бенефициарных собственников
В США обсуждение нового закона о прозрачности бенефициарных собственников компаний (Incorporation Transparency and Law Enforcement Assistance Act) длится с августа 2013 года. Этот проект требует от властей штатов создать систему идентификации лиц, учреждающих корпоративные структуры. То есть, путем внесения в местный реестр имени бенефициарного владельца компании при её регистрации. При этом делать такие реестры публично доступными пока не планируется.
В Великобритании идея создания публично доступного реестра, содержащего информацию и бенефициарных владельцах компаний, обсуждается с июня 2014 года.
В Украине много времени на обсуждение тратить не стали: 30.09.2014 года правительство зарегистрировало соответствующий законопроект в Верховной Раде. Через неделю, 07.10.2014 года, правда, заменило его. Это, впрочем, не помешало в тот же день принять его за основу, а еще через неделю – в целом. В результате, после того как 24.10.2014 г. документ был подписан Президентом и опубликован и через месяц, 25.11.2014 года вступил в силу. То есть, на процедуру обсуждения и принятия ушло не больше месяца, а на внедрение в жизнь – еще месяц (на практике, правда, процесс внедрения растянулся на значительно больший срок).
При этом Украина избрала наиболее прогрессивный путь: включение информации о бенефициарных собственниках в уже существующий публичный реестр – ЕГР. Причем это требование касается не только новообразованных юридических лиц, но и ранее созданных, которым на раскрытие информации о бенефициарах Закон от 14.10.2014 № 1701-VII отвел шесть месяцев.
За непредоставление госрегистратору информации о конечном бенефициарном собственнике (контролере) юридического лица, Законом от 14.10.2014 № 1701-VII предусмотрен немалый административный штраф – от 5100 до 8500 гривен (от 300 до 500 необлагаемых минимумов). Полномочия по составлению административных протоколов о подобного рода нарушениях предоставлены уполномоченным лица субъектов государственного финансового мониторинга. То есть, лицам, отвечающим за финмониторинг в НБУ, Госфинмониторинге, Минюсте, Минэкономики, НКРСИ, НКЦБФР и Нацкомфинуслуг. Рассматривать же дела о таких административных правонарушениях на основании соответствующих админпротоколов будут местные суды.
За непредоставление госрегистратору информации о конечном бенефициарном собственнике юридического лица предусмотрен штраф в размере от 5100 до 8500 гривен
Правда, как вышеуказанные лица будут выявлять факт непредоставления юридическими лицами госрегистраторам информации о конечном бенефициарном собственнике (контролере) пока неясно. Вероятно, государство надеется, что они смогут получать соответствующую информацию от банков, страховых компаний, кредитных союзов, участников фондового рынка, нотариусов и других субъектов первичного финансового мониторинга (СПФМ).
Для этого от последних потребовали при установлении деловых связей со всеми клиентами, при возникновении подозрения, при проведении финансовой операции, подлежащей финмониторингу, а также при проведении разовой финансовой операции без установления деловых отношений с клиентом на сумму, превышающую эквивалент 150 000 гривень, осуществлять идентификацию и верификацию клиентов. В ходе такой идентификации и верификации, согласно ст. 9 Закона Украины «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения» (далее - Закон № 1702-VII) юридического СПФМ должны будут, в том числе, устанавливать данные, которые дают возможность установить конечных бенефицирных собственников (контролеров).
Если получить данные, которые позволяют установить конечных бенефицирных собственников (контролеров) юридического лица невозможно, СФМП, в соответствии с требованиями ст. 10 Закона № 1702-VII, обязаны отказаться от установления (поддержания) деловых отношений (в том числе, путем расторжения деловых отношений) или от проведения финансовой операции.
Невнесение юридическим лицом в ЕГР информации о бенефициарах грозит блокированием его финансовых операций
Таким образом, если юридическое лицо до 25 мая 2015 года не предоставит госрегистратору информацию о своих бенефицирах, то уже на следующий день у него могут возникнуть проблемы с осуществлением банковских и других финансовых операций. Без предоставления этих данных у юрлица могут быть проблемы с получением банковских, финансовых, страховых, нотариальных, адвокатских и некоторых других услуг. Более того, договора, по которым уже предоставляются такие услуги, могут быть расторгнуты СПФМ в связи с требованиями ст. 10 Закона № 1702-VII.
Эксперимент не удастся?
Впрочем, несмотря на все усилия властей, активно подталкивающих к внесению юридическими лицами информации о бенефициарах, узнать информацию о реальных выгодополучателях государству вряд ли удастся.
Собственно, проблемы с внедрением системы раскрытия бенефициарных собственников предприятий, вызванные во многом поспешностью действий правительства, возникли сразу после принятия Закона от 14.10.2014 № 1701-VII. Во-первых, из-за несогласованности использованной в нем терминологии с терминологией других законодательных актов. Во-вторых, из-за неготовности к этой процедуре госрегистраторов.
Так, содержавшееся в изначальной редакции Закона от 14.10.2014 № 1701-VII понятие конечного выгодополучателя противоречило положениям Закона № 1702-VII, в котором содержалось понятие «конечного бенефициарного собственника (контролера)». В итоге, в феврале 2015 года Раде пришлось вносить изменения в законодательство, унифицирую терминологию: теперь нужно раскрывать именно бенефициарного собственника (контролера), а не выгодополучателя.
Эти пертурбации не могли не сказаться на работе госрегистраторов. Сначала они не могли принимать информацию о бенефициарах в связи с отсутствием порядка раскрытия такой информации, затем – в связи с отсутствием утвержденных Минюстом форм регистрационных карточек, которые бы давали возможность раскрыть такую информацию. Когда же формы карточек появились и многие юрлица предоставили информацию о выгодополучателях, оказалось, что вместо выгодополучателей нужно раскрывать бенефициарных собственников (хотя это по сути одно и то же). Соответственно, Минюсту пришлось утверждать новые регистрационные карточки, формы которых вступили в силу лишь 5 мая 2015 года.
В итоге, хоть и с изрядным опозданием, но система заработала. После 5 мая 2015 года наплыв желающих предоставить регистраторам информацию о бенефициарах стал внушительным, что, естественно, вылилось в огромные очереди.
Но как бы государство методом кнута не старалось заставить юридических лиц раскрыть информацию о бенефициарных собственниках, в действительности ему это вряд ли удастся. Конечно, большинство юридических лиц (кто успеет – до 25 мая, кто не успеет – позже) во избежание вышеперечисленных проблем все-таки предоставят госрегистраторам форму-4 с информацией о бенефициарах, формально исполнив требования Закона от 14.10.2014 № 1701-VII. Вот только вряд ли эта информация будет соответствовать действительности.
Ничего не мешает ведь указать в качестве бенефициаров тех участников компаний, которые владеют долями (акциями) в размере 25 % и более. Проверить то, являются эти лица реальными выгодополучателями от деятельности юрлица или нет, государство вряд ли сможет. Более того, никакой ответственности за предоставление недостоверной информации о бенефициарах законодательством не установлено.
В то же время, никаких позитивных стимулов, побуждающих предприятия добросовестно исполнить свою обязанность по раскрытию бенефициаров (к примеру, возможность подачи бенефициаром исков от имени компании), государство не установило.
Вывод:
В целом Украина формально выполнила одно из новейших требований FATF и обязала все юридические лица раскрыть информацию о своих бенефициарах, предоставив соответствующую информацию госрегистратору. Причем сделала такую информацию публичной и даже установила серьезные негативные последствия для тех, кто не исполнит этого требования.
Но бизнес в свою очередь может ответить государству не менее формально, указав в качестве бенефициаров тех лиц, которые номинально и являются его участниками (акционерами). Риски негативных последствий в этом случае на данный момент минимальны.