Регистрация налоговых накладных: власть новая, проблемы те же
С принятием в 2011 году Налогового кодекса Украины (далее – НК) в Украине была внедрена процедура регистрации налоговых накладных НДС в Едином реестре налоговых накладных (далее – ЕРНН). Поначалу регистрации подлежали только налоговые накладные с крупной суммой НДС (1 000 000 грн.). Но всего за год после вступления в силу НК сумма НДС, при наличии которой налоговая накладная подлежит регистрации в ЕРНН, снизилась до 10 000 грн. С 2015 же года обязательной регистрации будут подлежат все налоговые накладные, независимо от указанной в них суммы НДС. Без такой регистрации получить налоговый кредит покупатели товаров и услуг, облагаемых НДС, не смогут.
Сама по себе регистрация налоговых накладных в ЕРНН уже не является серьезной проблемой для плательщиков НДС. В конце концов, заключить с налоговой инспекцией договор о предоставлении отчетности средствами электронной почты и научится регистрировать налоговые накладные в ЕРНН с помощью соответствующего программного обеспечения несложно и почти не требует затрат (разве что расходы на компьютер и Интернет). Проблемным является то, что выполнение этих процедур на практике еще не гарантирует того, что выписанная в соответствии с требованиями законодательства плательщиком НДС налоговая накладная будет зарегистрирована.
К сожалению налогоплательщиков, налоговые органы достаточно часто неправомерно отказывают в регистрации налоговых накладных, составленных по форме и в сроки, установленные законодательством. Поводом для такого отказа чаще всего служат якобы недостоверные данные относительно местонахождения плательщика НДС. А именно, несоответствие местонахождения плательщика НДС, указанного в налоговой накладной, его фактическому местонахождению.
Отказывают в регистрации налоговых накладных на таком основании всем тем налогоплательщикам, которые по каким-то причинам попали в немилость налоговым органам. Кроме того, на этом основании также аннулируют регистрацию плательщика НДС и отказывают в принятии заявления о регистрации плательщиком НДС . Но такие решения, как правило, принимаются налоговиками абсолютно незаконно и безосновательно и потому у налогоплательщиков есть шанс защитить свои права как в административном порядке, так и в суде.
Почему налоговая не права?
В соответствии с положениями ст. 18 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» (далее – Закон о госрегистрации) если сведения, которые подлежат внесению в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц – предпринимателей (далее – ЕГР), были внесены в него, то такие сведения являются достоверными и могут быть использованы в споре с третьим лицом. То есть, на законодательном уровне закреплена презумпция достоверности сведений ЕГР, в том числе тех, что касаются местонахождения юридического лица.
Опровергнуть эту презумпцию налоговые органы могут только в порядке, установленном разделом ХІІ Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Минфина от 09.12.2011 № 1588 (далее – Порядок № 1588), и ст. 19 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» с учетом положений приказа ГНАУ от 17.05.2010 № 336.
Для этого, согласно требованиям Порядка № 1588, они должны не только провести соответствующую проверку местонахождения юрлица и, при отсутствии налогоплательщика по его местонахождению, составить по ее результатам соответствующий акт 1 , но и провести работу по выяснению фактического местонахождения юридического лица. А именно, подготовить и передать подразделениям налоговой милиции запрос на установление фактического местонахождения налогоплательщика.
Подразделения налоговой милиции, в свою очередь, в соответствии с требованиями приказа ГНАУ от 17.05.2010 № 336, в течение 10 дней после получения запроса (при необходимости – в течение 30 дней) обязаны осуществить выход по зарегистрированному адресу налогоплательщика. В случае необнаружения налогоплательщика по этому адресу, должностные лица налоговой милиции должны опросить собственника помещения – арендодателя (по его согласию) относительно аренды и местонахождения налогоплательщика, указанного в запросе, а также опросить учредителей и руководителей предприятия (по их согласию) относительно фактического местонахождения налогоплательщика и документов финансово-хозяйственной деятельности. Указанные мероприятия должны быть оформлены пояснениями или рапортом, который передается органу ГНС, сделавшему соответствующий запрос.
Если по результатам мероприятий по установлению фактического местонахождения юридического лица подразделениями налоговой милиции будет подтверждено отсутствие такого лица по его местонахождению или установлено, что фактическое местонахождение не соответствует зарегистрированному, то, согласно п. 12.4. Порядка № 1588, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа принимает решение об отправке соответствующему госрегистратору уведомления об отсутствии юридического лица по его местонахождению по форме № 18-ОПП.
На основании такого уведомления госрегистратор, в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 19 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей», обязан отправить почтовым отправлением уведомление о необходимости подачи госрегистратору регистрационной карточки. Если юридическое лицо в течение месяца с даты поступления ему такого уведомления не подаст регистрационной карточки о подтверждении сведений о юридическом лице, то госрегистратор обязан будет внести в ЕГР запись об отсутствии подтверждения указанных сведений. А если госрегистратору будет возвращено почтовое отправление, он должен будет внести в ЕГР запись об отсутствии юридического лица по его местонахождению.
Только наличие в ЕГР одной из этих записей (об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице или об отсутствии юридического лица по его местонахождению) согласно пп. ж) п. 184 НК является основанием для аннулирования регистрации плательщика НДС и, соответственно, для непринятия поданных им налоговых накладных. Наличие же каких-либо отметок в базе налоговиков (в частности, в Единой базе данных юридических лиц) основанием для такого отказа не является.
Но на практики налоговые органы очень редко соблюдают требования касательно вышеописанной процедуры. Как правило, все ограничивается составлением акта или справки об отсутствии налогоплательщика по зарегистрированному месту нахождению, после чего налоговики вносят соответствующую информацию в Единую базу данных юридических лиц и считают себя вправе отказывать в регистрации налоговых накладных этого налогоплательщика и/или отказывать в принятии его заявления о регистрации плательщиком НДС. Сама же проверка фактического местонахождения юрлица часто осуществляется путем звонка по номеру телефона, указанному в ЕГР, без выхода по адресу налогоплательщика.
При этом отказы в регистрации налоговых накладных начинают выносится еще до того, как госрегисторы получают уведомления по форме № 18-ОПП, не говоря уже об отправке уведомления о необходимости подачи госрегистратору регистрационной карточки непосредственно юридическим лицам.
Естественно, такие действия налоговиков являются незаконными, а потому отказы в регистрации налоговых накладных или в принятии заявления о регистрации плательщиком НДС на указанном основании, без внесения соответствующей записи в ЕГР, успешно обжалуются налогоплательщиками в судах и в административном порядке.
Как защитить свои права?
Существует два пути защиты прав налогоплательщиков на регистрацию налоговых накладных в ЕРНН и на получение/сохранение статуса плательщика НДС: судебный и внесудебный.
Судебный предполагает подачу административного иска с требованием обязать налоговые органы зарегистрировать налоговые накладные, принять заявление о регистрации плательщиком НДС или признать недействительным решение об аннулировании регистрации. В случае с накладными такой иск подается к Миндоходов, как администратору ЕРНН, а в случае с отказом в принятии заявления о регистрации плательщиком НДС и при аннулировании такой регистрации – к местному ГНИ, отказавшему в принятии такого заявления.
Для подтверждения своей правоты предприятию-продавцу, как правило, достаточно предоставить доказательства того, что информация относительно местонахождения, указанная в налоговой накладной или в заявлении о регистрации плательщиком НДС соответствует той, что содержится в ЕГР, и при этом в нем отсутствует информация об отсутствии налогоплательщика по месту регистрации. Таким доказательством может быть, к примеру, выписка из ЕГР, датированная как можно ближе к дате получения отказа.
Дополнительно можно предоставить справки (извлечения) из ЕГРПОУ, подтверждающие местонахождение налогоплательщика по адресу, указанному им в налоговой накладной (заявлении о регистрации плательщиком НДС), а также иные доказательства фактического местонахождения юридического лица по указанному им адресу (к примеру, копии писем, направленных налоговыми органами по адресу налогоплательщика и полученные им).
Но, к сожалению, процедура судебного обжалования занимает немало времени (в среднем, с даты подачи иска до вступления решения в силу проходит до полугода. К тому же, при неправильном формулировании исковых требований или при предъявлении иска не к тому ответчику, что нужно, могут возникнуть проблемы с исполнением судебного решения. В частности, уклоняясь от исполнения судебного решения налоговики могут ссылаться на то обстоятельство, что они якобы не имеют возможности повлиять на работу портала Государственной фискальной службы (ранее – портал Миндоходов)
Альтернативной судебному порядку решения проблемы может быть процедура административного обжалования. С одной стороны она быстрее, но с другой – менее надежная. Успешно решить проблему во внесудебном порядке возможно только путем написания правильных заявлений и обращения в нужные властные кабинеты. Но зато в случае достижения согласия с налоговыми органами во внесудебном порядке, проблем с внесением налоговых накладных в ЕРНН или с принятием заявлений о регистрации плательщиком НДС не возникнет.
Вывод:
Отказы в регистрации налоговых накладных, об аннулировании регистрации плательщика НДС и/или в принятии заявления о регистрации плательщиком НДС в связи с несоответствием зарегистрированного местонахождения налогоплательщика его фактическому местоположению, как правило, принимаются незаконно. А потому успешно обжалуются налогоплательщиками как в судебном, так и в административном порядке.