Стоит ли судиться: особенности обжалования документов на проверку и результатов проверки

Обжалование решений контролирующих органов, на основании которых была назначена проверка и/или решений, принятых по результатам проверки, - одна из наиболее распространенныхпрактик в адвокатской деятельности. С такими делами приходится сталкиваться постоянно. Результативность такого обжалования зависит как от наличия правовых оснований для этого, так и от избранного способа обжалования. Знать основания и способы обжалования стоит не только юристам, но и предпринимателем дабы не стоить излишних иллюзий касательно того или иного варианта обжалования.

Основания для обжалования

Основаниями для обжалованиязаконности назначения и проведения проверки могут быть процедурные нарушения, допущенные при ее назначении и проведении. В частности:

  1. назначение плановой проверки предприятия, не включенного в план-график проверок;
  2. назначение плановой проверки чаще, чем это позволено законодательством (плановые проверки могут проводиться не чаще одного раза в год или в несколько лет в зависимости от рискованности предприятия в соответствии с критериями, определенными Кабмином);
  3. проведение плановой проверки без предупреждения о ее проведении;
  4. назначение внеплановой проверки на основаниях, не предусмотренных законом или без указания оснований;
  5. несоблюдение требований законодательства, предъявляемых к содержанию приказа о назначении проверки и/или направлению на проведение проверки(указание неправильного названия предприятия или его адреса местонахождения);
  6. проведение проверки в отношении предприятия, подпадающего под действие моратория на проверки;
  7. непредоставление служебного удостоверения, копии приказа о проверке и/или направления на проверку;
  8. отказ проверяющих расписаться в журнале проверок;
  9. нарушение сроков проведение проверок (порядка их продления);
  10. нарушение порядка оформления результатов проверки.

Вышеуказанные нарушения в большинстве своем являются основаниями для недопуска проверяющих к проверке. Если же, несмотря на эти нарушения проверяющие были допущены к проверке, то добиться положительного решения по результатам обжалования на основании наличия этих нарушений очень сложно. Хотя в некоторых случаях, когда нарушения особо грубые и/или очевидные (в частности, при нарушении оснований для проведения проверки, проведении проверок в период действия моратория, нарушении сроков проведения проверки) это возможно.

Чаще всего эти нарушения используются как дополнительный аргумент в пользу незаконности решений, принятых проверяющими по результатам проверки. При этом соответствующие нарушения, для того чтобы они имели доказательную силу должны соответствующим образом зафиксированы.

Гораздо чаще предметом обжалования являются не сами проверки, а решения, принятые по их результатам. При этом обжалованию подлежат не только решения о наложении штрафа или других санкций, но и предписания об устранении выявленных нарушений, неисполнение которых может привести к наложению санкций.

Основания для обжалования могут быть самыми разными в зависимости от контролирующего органа, осуществившего проверку, вида проверки, установленных по результатам проверки обстоятельств и примененных санкций. Чаще всего, основаниями для обжалования являются либо неправильно установленные проверяющими обстоятельства, либо несоответствие выводов, сделанных по результатам проверки, установленным обстоятельствам и требованиям законодательства.

Результативность такого обжалования зависит от законности и обоснованности соответствующих решений, а также наличия у предпринимателя документов, подтверждающих его правоту. Помощь в составлении последних он также может получить от юристов, в том числе постфактум (после проверок).

Способы обжалования

Обжалование проверки и ее результатов возможно во внесудебном (административном) и судебном порядке (см. Таблицу).

Способ обжалования: Внесудебный Судебный
По КоАП По КАСУ
Сфера применения: Любое решение контролирующего органа Обжалование постановления о привлечении лица к административной ответственности Обжалование решений о наложении административно-хозяйственных санкций
Стоимость обжалования: Бесплатно государственные сборы за подачу жалобы, как правило, отсутствуют Бесплатно: судебный сбор за подачу жалобы платить не нужно Платно: судебный сбор в размере 1,5 % от цены имущественного иска, но не менее 1 МЗП, а за подачу имущественного иска ФЛП или физлицом – 1 % цены иска, но не менее 0,4 МЗП и не более 5 МЗП. За неимущественный иск - 1 МЗП для юрлиц и 0,4МЗП для ФЛП и физлиц
Сроки рассмотрения: 1,5 – 2 месяца с даты подачи жалобы (для каждой из инстанций) 1-2 месяца с даты подачи жалобы(для каждой из инстанций) от 3 месяцев до года (для первых двух инстанций)
Трудозатраты: Средние Выше среднего Высокие
Эффективность: Низкая Средняя Высокая

Внесудебный порядок обжалования предусматривает подачу жалобы вышестоящему контролирующему органу (соответствующему центральному органу исполнительной власти или, в предусмотренных законодательством случаях, – его областному управлению).В некоторых случаях (напр., при налоговой проверке) такая жалоба должна быть подана в установленный законодательством срок.

Преимуществом внесудебного порядка обжалования является то, что за подачу и рассмотрение соответствующей жалобы предпринимателю, как правило, не нужно уплачивать никаких государственных сборов и платежей. Кроме того, к самой жалобе выдвигаются куда менее серьезные требования, чем к иску, а срок их рассмотрения – сравнительно невелик.

Недостатком внесудебного порядка обжалования, перечеркивающим большинство его достоинств, является крайне низкая его результативность. Вышестоящие органы очень редко отменяют решения своих подчиненных, даже когда нарушения с их стороны очевидны. Поэтому такие жалобы подаются преимущественно для затягивания процесса взыскания санкций и выигрыша времени для подготовки дела к суду.

Судебный порядок обжалования зависит от того, какие санкции были применены к субъекту хозяйствования.

Если по результатам проверки в отношении предпринимателя будет составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление о привлечении лица к административной ответственности, то соответствующее постановление подлежит обжалованию в суде по правилам, установленным Кодексом об административных правонарушениях (КоАП).

Рассмотрение жалоб на постановления о привлечении лица к административной ответственности осуществляют местные районные, городские и/или горрайонные суды общей юрисдикции. Срок подачи таких жалоб – 10 дней с даты вынесения соответствующего постановления.

Приятной особенностью такого судебного обжалования является отсутствие необходимости уплаты судебного сбора за подачу соответствующих жалоб. Кроме того, в этом случае существует ряд возможностей для отмены принятого постановления по формальным основаниям, исключающим возможность производства по делу об административном правонарушении (напр., нарушение сроков наложения административного взыскания: 2 или 3 месяца со дня совершения или со дня выявления).

Постановление судьи, принятое по результатам обжалования постановления о привлечении лица к административной ответственности, может быть обжаловано в апелляционном порядке. В суде кассационной инстанции постановления суда по результатам рассмотрения таких дел обжалованию не подлежат.

Если же по результатам проверки в отношении лица будет составлено представление об устранении выявленных нарушений, налоговое уведомление-решение, решение о взыскании с лица финансово-хозяйственных санкций (штрафа, пени) или другое аналогичное решение, то оно может быть обжаловано в порядке, установленном Кодексом об административном судопроизводстве.

В этом случае для обжалования соответствующих решений нужно готовить уже не жалобу, а административный иск. Рассматривают такие иски окружные административные суды. Срок подачи иска – 6 месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о принятии оспариваемого решения (для налоговых уведомлений-решений – 3 года), а в случае использования досудебного порядка урегулирования – один месяц со дня получения результатов рассмотрения внесудебных жалоб.

За подачу административного иска необходимо будет уплатить судебный сбор.

Согласно Закону «О судебном сборе» за подачу юридическим лицом в административный суд исков имущественного характера взимается судебный сбор в размере 1,5 % от цены иска, но не менее 1 размера минимальной зарплаты, а за подачу исков имущественного характера ФЛП или физическим лицом – 1 % цены иска, но не менее 0,4 размера минимальной заработной платы и не более 5 размеров минимальной заработной платы. За подачу иска неимущественного характера юридическим лицом или ФЛП судебный сбор в размере 1 размера минимальной заработной платы, а физлицом - 0,4 размера минимальной заработной платы.

При этом налоговые уведомления-решения, а также решения других контролирующих органов о наложении штрафных санкций суды в большинстве случаев рассматривают как имущественные иски. Соответственно, за подачу таких исков нужно платить 1,5 % (для юрлиц) или 1 % (для ФЛП и физлиц) от суммы начисленных обязательств и/или штрафных санкций.

Приятной особенностью административного процесса является то, что в рамках такого процесса именно контролирующий орган как субъект властных полномочий должен доказывать правильность принятого решения. Но это не означает, что предприятие может не подавать никаких доказательств для доказывания своей правоты. Наоборот, такие доказательства подавать нужно, поскольку каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается. Но бремя доказывания, лежащее на контролирующем органе, также можно использовать в свою пользу.

Постановление суда, принятое по результатам обжалования административного иска может быть обжаловано как в апелляционном, так и в кассационном порядке. Но за подачу таких жалоб также придется платить судебный сбор (110 % и 120 % от ставки, уплаченной при подаче первоначального иска соответственно).

Вывод

Обжаловать решения контролирующих органов, на основании которых была назначена проверка и/или решения, принятые по результатам проверки, имеет смысл, если для этого есть правовые основания и/или если это необходимо для того, чтобы оттянуть момент, когда необходимо будет уплатить соответствующую сумму штрафных санкций или выполнить предписания, установленные контролирующим органом.

Результатом обжалования проверки может быть полная отмена незаконной проверки и ее результатов, частичная отмена результатов проверки или же отказ в удовлетворении жалобы (иска). Зависит этот результат от многих факторов, главными из которых являются обоснованность правовой позиции по делу и умение донести ее органу, рассматривающему спор.

Николай Хахула
старший партнер, адвокатское объединение «Летрадо»

Материал опубликован в газете "Частный предприниматель" № 20 (400), от 27.10.2016 г.

АО "Летрадо". Все права на материалы, опубликованные на сайте letrado.ua, охраняются законодательством Украины. Цитирование и републикация материалов, размещенных в разделе сайта «Публикации», разрешается Интернет-ресурсам только при наличии прямой, открытой для поисковых систем гиперссылки, размещенной не ниже второго абзаца текста. Подробности: Условия использования/Политика конфиденциальности.