Проблема порушення правил проживання в багатоквартирних будинках через недобросовісне утримання домашніх тварин (зокрема, розведення собак та котів) є вкрай поширеною. Мешканці нерідко стикаються з надмірним шумом (лай, біганина) та антисанітарним станом (стійкий неприємний запах) у місцях загального користування.
Описана ситуація містить ознаки низки юридичних порушень, які дають підстави для притягнення сусідів до відповідальності та вимоги їх усунення.
I. Нарушение Законодательства о содержании животных и санитарных норм
Ситуация, когда содержание собак создает шум и антисанитарию в многоквартирном доме, нарушает как специальные Правила содержания собак и кошек, утвержденные местным советом, так и санитарно-гигиенические требования к жилищному фонду.
I.I. Нарушение правил содержания животных (Ст. 154 КУоАП)
В содержании большого количества незарегистрированных животных с очевидным несоблюдением санитарных норм и общественного порядка усматривается нарушение Правил содержания собак и кошек (на примере Киева — Решение КГГА № 1079/3912 от 25.10.2007). В частности, следующих пунктов требований:
3.1. Владельцы собак, проживающие в многоквартирных домах, должны обеспечивать тишину – предупреждать лай собак в период с 22:00 до 08:00;
3.2. Запрещается содержать собак незарегистрированными надлежащим образом;
3.4. При содержании собак и кошек их владельцам необходимо: предотвращать проявление опасных действий со стороны содержащихся животных по отношению к людям, другим животным или имуществу; обеспечить соблюдение санитарно-гигиенических норм и общественного порядка;
3.11. Владельцы собак и кошек должны регулировать приплод собственных животных. С целью регулирования численности животных, не имеющих племенной ценности, проводить стерилизацию как гуманный метод для уменьшения поголовья животных.
3.12. Владельцам собак и кошек запрещается заниматься разведением животных: * при невозможности дальнейшего содержания и устройства потомства.
5.6. Лицо, сопровождающее собаку или кота, также обязано: * убирать экскременты за своими животными в подъездах многоквартирных домов, на лестницах, в лифтах и других местах общего пользования (это требование не распространяется на владельцев собак-поводырей).
Ответственность и полномочные органы (за нарушение правил содержания животных)
Не за все нарушения предусмотрена ответственность. Предписаниями ст. 154 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусмотрена ответственность только за содержание незарегистрированных собак и/или за неуборку владельцем животного ее экскрементов во время пребывания животного в общественном месте (а также определенные другие нарушения правил содержания кошек и собак, которые в запросе не упоминаются).
На сегодня за такие нарушения предусмотрена санкция в виде предупреждения или наложения штрафа на граждан от 170 до 425 грн. За повторное нарушение в течение года – штраф от 340 до 510 грн. И только, если такие действия повлекли причинение вреда здоровью человека или его имуществу, – штраф от 1700 до 3400 грн с конфискацией животных.
Составлять протоколы о таких административных правонарушениях имеют право работники полиции, а также должностные лица, уполномоченные на это исполнительными комитетами (а в населенных пунктах, где исполнительные комитеты не созданы, – исполнительными органами, выполняющими их полномочия) сельских, поселковых, городских советов, и члены общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы. На практике протоколы в г. Киеве составляет только полиция.
Хотя Правилами содержания собак и кошек соответствующие полномочия также предоставлены Управлению ветеринарной медицины в г. Киеве, Главному управлению контроля за благоустройством г. Киева, Управляющим компаниям (далее – УК) и ОСМД. А что касается санитарно-эпидемиологического состояния помещений, то после ликвидации Государственной санитарно-эпидемиологической службы, это могут быть территориальные органы Госпродпотребслужбы или местные органы исполнительной власти, уполномоченные на контроль. Например, в Киеве — Главное управление Госпродпотребслужбы в г. Киеве.
Рассматривать соответствующие протоколы об административных правонарушениях, совершенных впервые, должна комиссия при КГГА. Если же они совершены повторно, то уже суд. Впрочем, орган, который должен был бы рассматривать дела в случае причинения вреда здоровью человека или его имуществу, пока не определен, поэтому эта норма фактически не действует.
I.II. Нарушение порядка распространения животных (Ст. 88-1 КУоАП)
В то же время, могут быть основания для привлечения соседей к ответственности по ст. 88-1 КУоАП: Нарушение порядка приобретения, сбыта или распространения объектов животного или растительного мира.
Ответственность и полномочные органы (относительно нарушений распространения животных)
За это нарушение предусмотрен штраф от 510 до 1700 грн с конфискацией объектов животного или растительного мира или без таковой.
Протоколы о таких правонарушениях может составлять только полиция, а санкции налагает только суд.
Важно, что _на период до момента рассмотрения протоколов о правонарушении, за которое предусмотрена санкция в виде конфискации животных, предусмотрена возможность их временного изъятия _работниками полиции. То есть, их могут передать в приют до решения уполномоченного органа.
I.III. Нарушение санитарного состояния жилищного фонда (Ст. 150 КУоАП)
Правила содержания жилых домов и придомовых территорий, утвержденные Приказом Госжилкоммунхоза Украины от 17.05.2005 N 76. В частности, согласно п. 3.1.2. Правил в вспомогательных помещениях жилого дома должно обеспечиваться: надлежащее санитарное, противопожарное состояние.
Ответственность и полномочные органы (относительно санитарного состояния жилья)
Нарушение правил пользования жилыми помещениями, санитарного содержания мест общего пользования, лестничных клеток, лифтов, подъездов, придомовых территорий... грозит привлечением к административной ответственности, предусмотренной ст. 150 КУоАП в виде предупреждения или наложения штрафа на граждан от 17 до 51 грн.
Протоколы о таких нарушениях уполномочены составлять должностные лица, уполномоченные на это, исполнительными комитетами (а в населенных пунктах, где не созданы исполнительные комитеты, – исполнительными органами, выполняющими их полномочия) сельских, поселковых, городских советов. В случае Киева, это Главное управление Госпродпотребслужбы в г. Киеве. Иногда, уполномочивают ОСМД и УК. Рассматривают такие протоколы административные комиссии при КГГА.
Алгоритм действий для защиты ваших прав
Поскольку административная ответственность за большинство нарушений является минимальной, для достижения результата нужен комплексный подход, направленный на принудительное устранение нарушений.
Шаг 1: Сбор доказательной базы
Для того, чтобы увеличить шансы привлечь соседей к ответственности необходимо фиксировать все возможные доказательства:
- Фото- и видеозаписи: шум, антисанитария в общем коридоре, следы жизнедеятельности животных.
- Аудиозаписи: лай в ночное время.
- Пояснения/жалобы соседей: письменно зафиксированные заявления от других жильцов.
- Акты: акты-претензии составленные совместно с представителями ОСМД/УК о нарушении санитарных норм в местах общего пользования.
Шаг 2: Обращение в компетентные органы (Административный путь)
Обращение в правоохранительные и контролирующие органы:
- Национальная полиция: Обращение должно быть приоритетным и даст наибольшие шансы, что будет составлен протокол об административном правонарушении. Вызывайте полицию, особенно в ночное время при нарушении тишины, и настаивайте на составлении протокола по ст. 154 КУоАП.
- Управляющая компания или ОСМД: Подайте письменную жалобу относительно нарушения санитарного состояния мест общего пользования.
- Главное управление Госпродпотребслужбы: Обращение относительно нарушения санитарно-гигиенических норм и правил содержания животных.
Шаг 3: Гражданско-правовая защита (Судебный иск)
Если административные меры не дают результата, следующий шаг — подача иска в суд с требованием:
- Устранение препятствий в пользовании собственностью: Требовать от соседей устранить нарушения, мешающие Вам пользоваться жильем (устранить источник шума и антисанитарии).
- Возмещение причиненного морального и материального ущерба: Если есть доказательства (например, медицинские справки об ухудшении здоровья из-за постоянного стресса или расходы на дезинфекцию).
Вывод
Несмотря на то, что размеры штрафных санкций за большинство административных нарушений минимальны, а практика контролирующих органов по их фиксации не является устойчивой, граждане имеют правовые инструменты для защиты своих прав.
Каждый житель имеет право на комфортное и безопасное проживание. Для достижения конечной цели — принудительного устранения шума и антисанитарии — необходим комплексный подход: последовательная фиксация доказательств, настойчивые обращения в полицию и Госпродпотребслужбу и, в случае их бездействия, использование механизма гражданского иска. Именно через гражданский иск владелец жилья может не только требовать устранения препятствий в пользовании собственностью, но и сформировать необходимое правовое принуждение, что является значительно более эффективным, чем минимальный административный штраф.